15 октября 2007 •

Сергей ЗНАЕМСКИЙ Фото автора и компании Opel

— Взгляните на эти рисунки. — Билл Мотт, отвечающий в компании Opel за продвижение семейства автомобилей Astra, показывает журналистам картинки с машинами, нарисованными детьми из разных стран. — Что между ними общего? Они все седаны!

Дело происходит на турецком курорте Анталья, а повод вглядеться в детские рисунки — ездовая презентация седана Opel Astra.

Действительно, почему в девяноста девяти случаях из ста, попросив ребенка нарисовать машинку, мы получим неизменный результат — пару колес и угловатый трехобъемный кузов? Почему понятие «автомобиль» в детском сознании до сих пор ассоциируется с седанами?

Но когда европейские дети вырастают, то чаще покупают совершенно другие автомобили — хэтчбеки, кроссоверы, компактвэны… В Западной Европе доля седанов в гольф-классе — всего 5%. В Польше и Южной Европе — уже 15%. И только россияне и турки продолжают хранить верность седанам — их доля в классе С достигает 67%!

Схожая ситуация, кстати, в Латинской Америке. Именно поэтому четырехдверную версию опелевской Астры разрабатывали и для Бразилии, где она с 2005 года производится под именем Chevrolet Vectra. А в конце нынешнего лета производство седанов запустили на опелевском заводе в польской Гливице (см. АР №18, 2007): ежегодно здесь будут делать 40 тысяч машин — и продавать на рынках Греции, Финляндии, Испании, в Центральной и Восточной Европе. А 30% всех машин по плану уйдет в две самые седанолюбивые страны — Турцию и Россию.

Передняя панель — точь-в-точь как на хэтчбеках: технократичный дизайн и приятные материалы
Человеку ростом 185 см сзади просторно: диван установлен ниже, чем в хэтчбеке, и сдвинут назад. Из дополнительных удобств — только подлокотник

Почему мы любим седаны гольф-класса?

Потому что не богаты. Потому что, покупая единственный автомобиль в семью, мы хотим, чтобы он был просторным, вместительным (багажник у седанов, как правило, больше чем у хэтчбеков), да еще и выглядел с претензией на солидность.

Новая четырехдверная Astra как раз такая. Нисходящая линия крыши, хвост багажника, скучные задние фонари — манящей сексуальности трехдверки здесь нет и в помине. Кстати, главный дизайнер седана и творец облика всего нынешнего поколения Астры Фридхель Энглер недавно переехал в Пекин, где занял пост шеф-дизайнера азиатского отделения концерна General Motors и теперь будет работать над внешностью китайских Бьюиков и Кадиллаков. Интересно, это повышение или ссылка?


Четырехдверный Opel Astra построен на базе универсала. Седан на 288 мм длиннее и на 116 кг тяжелее пятидверного хэтчбека. Жесткость кузова на кручение — 20000 Нм/град против 15000 Нм/град у пятидверки

Седан на базе хэтчбека выглядел бы несуразно, но четырехдверная Astra построена на базе универсала — с увеличенным на 88 мм расстоянием между осями. Дополнительные сантиметры конструкторы поделили между пассажирами и багажом. Смещенная задняя ось позволила отодвинуть диван на 15 мм назад и опустить его почти на 10 мм. Мелочь? Я специально несколько раз пересаживался из хэтча в седан и обратно — именно этих сантиметров и не хватало для вольготной посадки.

Вся остальная прибавка колесной базы досталась багажнику: его полезный объем вырос с 350 л до 490 л. Разложив спинку заднего дивана, можно получить до 870 л полезного объема, но «окно» за спинкой очень узкое. Зато благодаря металлической перегородке между салоном и багажником длинный кузов стал на треть жестче.

Первым делом в моем распоряжении оказалась самая мощная машина — со 140-сильным мотором 1.8 Ecotec и пятиступенчатой «механикой». «Шестнадцатиклапанник» с изменяемыми фазами тяговит, но управлять разгоном неудобно — водителя от мотора отделяет пропасть рабочего хода педали сцепления и резиновая бесчувственность акселератора. А после 4000 об/мин двигатель начинает петь дурным голосом, которому с ростом скорости все настойчивее аккомпанируют ветер и покрышки. Не без греха и коробка с четким, но тугим исполнительным механизмом и разрывом между второй и третьей передачей, который чувствуется при активной езде.

Ни внутренней, ни внешней ручки на крышке багажника нет...
...а открыть его можно только с помощью ключа или кнопки на передней панели. Зато у «светофорных» воров шансов — ноль

«Автомат», да простят меня автомобильные боги, куда интереснее. В обычном режиме ничего особенного: «тупая» педаль газа и стремление поскорее взобраться на высшую передачу. Но стоит нажать кнопку Sport на передней панели — и «автоматическая» Astra преображается: низшие передачи коробка дер­жит до самой отсечки, а акселератор превращается в оголенный нерв. Правда, в городе такая езда — на второй передаче до 110 км/ч, под постоянный крик мотора и с расходом под 15 литров на сотню — превращается в сущий кошмар. Зато на горной дороге — в кайф!

Тем более что шасси у седана настроено неплохо — с вполне «острым» и информативным рулевым управлением. Причем, несмотря на удлиненную колесную базу, в виражах четырехдверная Astra охотно уходит в занос под сброс газа — тому, кто этого боится, стоит заказать неотключаемую систему стабилизации.

А что с плавностью хода?

— Будьте осторожны, — напутствовали перед стартом организаторы, — на дороге гравий.

Если бы! Оказалось, в Турции «гравием» могут быть и камешки размером с монету, и валуны в треть колеса, да и ям хватает. Но недаром седан готовили для Бразилии, Турции и России — заново настроенные амортизаторы, другие пружины и передний стабилизатор позволяют проходить колдобины в тишине и с минимумом тряски. Похоже, что четырехдверная Astra мягче хэтчбеков. Правда, насторожила неприятная раскачка на поперечных волнах скоростного шоссе.

Багажник вместительный, но не самый удобный: с узким проемом, высоким порогом, маленьким «окном» и массивными колесными арками. Под полом — полноразмерная запаска
В Великобритании и некоторых других странах Европы продается необычная «коммерческая» Astra Van — фургон на базе универсала

Кроме двигателя объемом 1,8 л у седана есть и мотор 1.6 Ecotec (115 л.с.) — на машины с такими моторами и ручной либо роботизированной коробкой у нас приходится половина всех проданных Астр. Но мне такого автомобиля, увы, не досталось. Зато я прокатился на дизельной Астре с 90-сильным немецко-итальяно-польским мотором 1.3 CDTi — General Motors разработал его совместно с концерном Fiat, а выпускается дизель на заводе в польском городе Биельско Бьяла. Приятный моторчик — вяловатый внизу, но после 2000 об/мин крутящего момента предостаточно: целых 200 Нм против 175 Нм у бензиновой «четверки» объемом 1,8 л. И передачи шестиступенчатой «механики» подобраны удачно. С ноября такой дизель, как и стосильный мотор 1.7 CDTi, появится в России на хэтчбеках Astra. Но стоит ли поставлять к нам дизельные седаны, опелевцы еще раздумывают.

А каковы перспективы у самой Астры? Ведь седан прошлого поколения, которому прочили лавры народной иномарки, у нас провалился: кому был нужен Chevrolet Viva за $18000?

Новые седаны Astra будут еще дороже — цены примерно на $600 выше, чем у хэтчбеков. Это значит, что за самый скромный седан с мотором 1.6, кондиционером, аудиоподготовкой и передними электростеклоподъемниками будут просить от $19880 и до $24880 за «топовую» Астру с автоматом в исполнении Cosmo. Со всеволожским Фокусом не поспорить — в сравнимой комплектации он на $2500 дешевле! Но цены на седаны Honda Civic, Mazda 3, Mitsubishi Lancer и Toyota Corolla примерно сопоставимые. Осталось сравнить автомобили друг с другом — и узнать, кто же лучше…

Паспортные данные
Параметры Автомобиль
Opel Astra
Модификация 1.6 Ecotec 1.8 Ecotec
Тип кузова седан седан
Число мест 5 5
Длина/ширина/высота, мм 4578/1753/1458 4578/1753/1458
Колесная база, мм 2703 2703
Объем багажника, л 490/870* 490/870*
Снаряженная масса, кг 1306 (1314)** 1311 (1349)
Полная масса, кг 1800 (1810) 1805 (1845)
Двигатель бензиновый, с распределенным впрыском
Расположение спереди, поперечно спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 4, в ряд
Рабочий объем, см³ 1598 1796
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 79,0/81,5 80,5/88,2
Степень сжатия 10,5:1 10,5:1
Число клапанов 16 16
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 115/85/6000 140/103/6300
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 155/4000 175/ 3800
Коробка передач механическая, 5-ступенчатая (роботизированная, 5-ступенчатая) механическая, 5-ступенчатая (автоматическая, 4-ступенчатая)
Привод передний передний
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска полузависимая, пружинная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые дисковые
Шины 195/65 R15 195/65 R15
Максимальная скорость, км/ч 191 (192) 207 (188)
Время разгона 0—100 км/ч, с 11,7 (12,7) 10,2 (11,4)
Расход топлива, л/100 км  
городской цикл 8,9 (8,7) 10,1 (10,6)
загородный цикл 5,4 (5,2) 6,0 (6,3)
смешанный цикл 6,7 (6,5) 7,5 (7,9)
Емкость топливного бака, л 52 52
Топливо АИ-95 АИ-95
* Co сложенной спинкой заднего сиденья
** Данные в скобках — для версий с роботизированной и автоматической коробкой передач

Источник: АвтоРЕВЮ