Высматриваем черты бизнес-класса в компактвэне Opel Zafira Tourer

13 августа 2012 •  Прокомментировать тестдрайв

Перед минивэна Opel Zafia Tourer решён в стилистике модели Ampera. Однако выразительные «бумеранги» не станут новым корпоративным лицом марки.

Борис Ульзибат. Фото Драйва и фирмы Opel


Да-да, мы тоже удивились, узнав, что на рынке будут одновременно присутствовать оба поколения минивэна Opel Zafira. На тест-драйве нам наконец-то объяснили — это потому, что машины олицетворяют собой разные ценности и даже принадлежат, по сути, к разным классам. «Просто Зафира» олицетворяет практичность и доступность, Zafira Tourer — дизайн, инновации и комфорт. К тому же последняя заметно крупнее, хоть и ненамного дороже. Семейный бизнес-класс, как гордо величают её создатели. Давайте же вместе с вами разберёмся, насколько соответствует реальности такое позиционирование. Ну что, Опель, назвался груздём — полезай в короб!

Дизайн нынешней Зафиры вызывает неоднозначную реакцию. С одной стороны, автомобиль, безусловно, вышел очень интересным. С другой — яркая и, пожалуй, даже агрессивная стилистика передка, возможно, подойдёт не всем. Слишком уж необычно для семейного минивэна. Для меня это плюс, но поклонникам более спокойной внешности может подойти простое решение — стоит заказать автомобиль в любом из тёмных окрасов, как «клыки» под фарами становятся практически незаметными. По сравнению со светлыми машинами — совершенно другое «лицо».

На тестовых машинах были установлены опциональные светодиодные фонари. А ещё в задний бампер может быть интегрировано крепление для велосипедов. Для машин со стеклянной крышей — хороший вариант. Тем более что открыть багажник можно, даже не снимая велики.

А вот корма машины вышла значительно более обыденной. Высоко расположенные фонари придают ей некоторую тяжеловесность, однако стоит взглянуть на автомобиль в профиль, как это ощущение пропадает. По прошествии некоторого времени я пришел к выводу, что вариант с незаметными вставками выглядит наиболее уравновешенно, однако лично я был бы не готов распрощаться с дерзкими «бумерангами». С дизайном всё более или менее понятно, а что же по технике?

Минивэну выделили диски диаметром аж до 19 дюймов. Но, пожалуй, оптимальные по соотношению комфорт / внешний вид 18-дюймовые колёса — как на фото.

На тест-драйве были доступны лишь самые мощные Зафиры — с дизельным мотором в максимальной степени форсировки 165 л.с. Для автомобиля массой 1733 килограмма это, пожалуй, оптимальный вариант. До сотни такая машина разгоняется за 9,9 секунды, а максимальная скорость составляет 205 км/ч. Но главное — это 350 Н•м крутящего момента, доступные от 1750 до 2500 об/мин. Да, диапазон небольшой, но шестиступенчатому «автомату» ничего не стоит постоянно держать стрелку именно там, где ей положено быть. Благодаря этому обгоны даже на коротких прямиках серпантинов не составляют проблемы.

Задние двери у Зафиры, в отличие от некоторых конкурентов, классические — распашные, а не сдвижные. Зато проём достаточно большой.

Пожалуй, первое, что ассоциируется с понятием «автомобиль бизнес-класса», — плавность хода. За неё в Зафире отвечает активное шасси Flexride. У него есть три режима работы — Standard, Sport и Tour. Обычный хорошо подходит для большинства дорожных ситуаций, являясь поистине среднестатистическим — самое то для передвижения по городу. Амортизаторы в меру расслаблены и проглатывают большинство некрупных неровностей, превращая их не в раскачку кузова, а в глухие шлепки. Руль здесь довольно лёгкий и допускает незначительные отклонения в околонулевой зоне без изменения курса, однако при дальнейшем вращении становится вполне чутким. «Автомат» не спешит переключать передачи, если ему не давать прямую команду активными нажатиями на акселератор.

В режиме Sport немаленький автомобиль превращается в монолит, крены и раскачка кузова минимальные, но на более или менее приличном дорожном покрытии плавность хода остаётся вполне приемлемой.

А вот Sport, как ни странно, именно в случае с довольно тяжёлым и крупным минивэном обеспечивает действительно комфортное управление при непростых дорожных условиях. Автомобиль субъективно начинает казаться меньше и легче, заметно уменьшаются крены, «автомат» с радостью позволяет мотору раскручиваться почти до отсечки. На змейках тесных серпантинов даже можно шустрить, что совершенно нехарактерно для машины такого класса. Возможно, большинству это не нужно, но ведь и шасси Зафиры — не диктатор. Это просто дополнительная возможность, которую лучше иметь, чем не иметь.

Система Opel Eye умеет следить за знаками, дорожной разметкой и дистанцией до впередиидущего транспорта. Однако активно в процесс управления машиной не вмешивается. Ограничивается лишь предупреждающими сигналами.

Тем более что спортивный режим в любой момент можно настроить под себя, выбрав те системы, характеристики которых будут изменены, это даёт большой простор для творчества. Идеальной комбинацией для дорог не очень высокого качества мне показался спортивный режим «автомата» и двигателя и нормальный для подвески. И заикаться от тряски пассажиров не заставляет, и водитель чувствует себя спокойным — управляемость и чувство автомобиля остаются на высоте. Да и на затяжных спусках машина исправно подтормаживает двигателем, снижая необходимость пользоваться тормозами и, соответственно, вероятность их перегрева. Хотя всё же хотелось бы, чтобы процесс этот был чуть более активным.

Zafira среди прочего оснащается системой контроля за мёртвыми зонами.

При нажатой кнопке Tour автомобиль становится настолько расслабленным и вальяжным, насколько это возможно. Вот где настоящий бизнес-класс, если говорить о комфорте передвижения. Даже над поистине плохой грунтовой дорогой, усеянной разнокалиберными камнями, Zafira буквально плывёт, сглаживая рельеф до крупных и плавных колебаний. Ощущения движения по стиральной доске нет и в помине. Руль становится очень лёгким, и даже достаточно сильные отклонения баранки от нуля тут не приводят к изменению курса. Так что этот режим создан скорее для долгого движения по прямым автострадам. Мягко, комфортно и без напряжения.

Эталонные условия для движения в режиме Tour.

Идеальная пара к этому режиму — адаптивный круиз-контроль: достаточно выставить скорость и желаемую дистанцию до впередиидущей машины, и можно расслабиться. На свободной дороге Зафира сама поддержит заданный темп, а стоит в поле видимости радара появиться попутному транспорту — сама затормозит. Система может самостоятельно замедлить автомобиль в случае экстренной ситуации лишь до 30 км/ч, дальше управление передаётся водителю, и именно он тормозит до полной остановки. Процесс сопровождается звуковыми и визуальными предупреждениями об опасности столкновения.

За доплату 45 000 рублей на Зафиру можно установить адаптивные фары AFL+. В старших комплектациях они включены в список стандартного оборудования.

Но это все вещи, интересные скорее любителям драйва и последователям культа железа, а что же машина может предложить тем, кому комфорт и практичность салона многократно важнее кривой мощности или количества ступеней в «автомате»? Начнём с салона. Интерьер бизнес-класса — в первую очередь качественные материалы отделки и продуманный дизайн. И если со стилем и эргономикой всё совершенно точно в порядке, то, подходя к тактильным ощущениям, с такими серьёзными запросами несложно и придраться. Не поймите неправильно, везде, где положено, пластик мягкий, но лишь настолько, чтобы можно было констатировать сам факт мягкости, не более. Мне, человеку не избалованному европейским автопромом, этого вполне хватает, но что скажут более привередливые клиенты? К чести Опеля добавлю — в салоне присутствуют приятная на ощупь кожа и настоящий металл.

Вообще говоря, я не любитель уходящих далеко вперед передних панелей, но в Зафире с этим не переборщили. А вот двойные передние стойки с дополнительным окном так и остаются для меня чуждым элементом. Панорамное ветровое стекло — одно из прекраснейших изобретений в автомобилестроении. Правда, не обходится без сопутствующих минусов. Дело в том, что солнцезащитные козырьки крепятся на сдвижной шторке, места для электропроводки в ней не нашлось, так что подсветки зеркал нет.

Одно из любопытных решений, применённых в новой Зафире, — интеграция камеры заднего вида с показаниями парковочных радаров. Поверх изображения с траекторными подсказками накладываются восклицательные знаки ровно в тех местах, где парктроники определили приближение помехи. Кроме этого, автомобиль оснащён системой помощи при парковке. Система пассивная, сама руль крутить не умеет, лишь подсказывает водителю, где есть достаточно места и на какой угол поворачивать баранку. Говорят, что благодаря этому Зафире требуется меньший запас по длине, чем машинам с активными самопарковщиками.

Количество бардачков, подстаканников, ниш для мелочей вполне соответствует классу. В правой части передней панели есть сразу два отсека, закрывающихся крышками, а разделяет их небольшая открытая полочка, которой хватит для того, чтобы пристроить в дороге телефон или, скажем, плеер. У подлокотника огромный диапазон продольной регулировки, и, что отрадно, буквально в два приёма он демонтируется полностью, облегчая перевозку длинномеров. Между водителем и передним пассажиром — подстаканник. Он сделан съёмным — на его месте окажется ещё один небольшой, но довольно глубокий бокс.

Передние кресла удобны даже в базовом исполнении, а за доплату 25 000 рублей оба сиденья получают регулировку по шести направлениям, поясничный подпор, активные подголовники и регулируемую по длине подушку.

Но особенно сильно в Опеле гордятся вторым рядом сидений. Для него даже придумано специальное название — Lounge seating. Ещё одна отсылка к автомобилям бизнес-класса. Среднее сиденье тут можно сложить и превратить его спинку в поистине гигантский подлокотник, его размер сделал бы честь иному премиум-седану. Но этого мало! В дополнение можно сдвинуть боковые кресла назад и в центр салона, благодаря чему освобождается дополнительное место в плечах и перед ногами. Жаль лишь, спинки почти не регулируются по наклону, и профиль их не самый удачный, тут есть к чему стремиться.

Полностью убрать центральную секцию среднего ряда невозможно. Зато все три регулируются независимо. Столиков в спинках передних сидений, как у минивэнов Mazda5 и Ford Grand C-Max, не предусмотрено. Места для ног на третьем ряду вполне достаточно, но сиденья жестковаты — сказывается малая толщина спинки и подушек. Зато у пассажиров на галёрке есть персональнные воздуховоды под впередистоящими сиденьями.

Для облегчения доступа к третьему ряду кресел средние сиденья не только сдвигаются вперед, задняя часть их подушек приподнимается над полом. В Опеле утверждают, что расстояние между спинками среднего ряда и задней стойкой — самое большое в классе. Мы не стали проверять цифры с рулеткой, но доступ назад действительно удобен, да и сидеть там вполне комфортно. К тому же сзади между креслами есть подстаканники, чем второй ряд похвастать не может.

А что могут предложить конкуренты? У успевших побывать у нас на сравнительном тесте Мазды 5 и Форда Grand C-Max есть несколько преимуществ — сдвижные двери и чуть более обширные возможности трансформации салона. Однако Зафира безоговорочно выигрывает в жизненном пространстве для пассажиров (особенно в четырёхместной конфигурации) и, конечно, в технологических наворотах. Стоят машины при этом сравнимых денег.

Ну так что, бизнес или нет? Сказать безоговорочное и безапелляционное «да» язык не поворачивается. Всё-таки заявленная производителем планка пока слишком высока. Считанных мелочей не хватает Зафире, чтобы войти в бизнес-сегмент с высоко поднятой головой и чувствовать себя там на равных. Но позвольте! Начальная цена на автомобиль — 799 000 рублей. Выложив 1 425 000, вы получите машину, в которой есть вообще все, что могут предложить в Руссельсхайме. Стоит ли такой автомобиль своих денег? Определённо. Стоило ли делать такие громкие заявления? Не уверен.

Mokka, будьте любезны

 

В один из дней тест-драйва нас ждал сюрприз. Среди виноградников Абрау-Дюрсо нас ждал... кроссовер Opel Mokka! Оговорюсь сразу, автомобиль оказался предсерийным, приехал он в Россию для сертификационных тестов, так что о многом судить по нему нельзя. В частности, большая часть пластиковых деталей в салоне сделана из чего попало и собрана буквально на коленке, кое-где присутствуют соединения с помощью скотча.

 

Тем не менее ничто не мешало оценить пространство в салоне и размер багажника, которые на поверку оказались вполне достаточными. Но самое главное — нам позволили немного прокатиться на Мокке по ближайшим грунтовым дорожкам. Кроссовер порадовал очень плавным ходом, однако нас поспешили предупредить, что настройки серийных машин могут немного отличаться. Жаль, выехать на дороги общего пользования и уже там посмотреть на динамику и управляемость автомобиля было невозможно. Что ж, будем ждать полноценного тест-драйва!

Паспортные данные


Opel Zafira TourerA 1.8 XELA 1.8 XERA 1.4 NETZ 2.0 DTJZ 2.0 DHT
Кузов
Тип кузовауниверсалуниверсалуниверсалуниверсалуниверсал
Число дверей/мест5/5–75/5–75/5–75/5–75/5–7
Длина, мм46584658465846584658
Ширина, мм18841884188418841884
Высота, мм16851685168516851685
Колёсная база, мм27602760276027602760
Колея передняя/задняя, мм1584/15881584/15881584/15881584/15881584/1588
Снаряжённая масса, кг1496/1523*1496/15231538/15651626/1653 (1658/1685)*1658/1685
Полная масса, кг215021502285/2310 (2315/2340)**2390/2415 (2435)2425/2445
Объём багажника, л152–1860152–1860152–1860152–1860152–1860
Двигатель
Типбензиновыйбензиновыйбензиновый с турбонаддувомтурбодизельтурбодизель
Расположениеспереди, поперечноспереди, поперечноспереди, поперечноспереди, поперечноспереди, поперечно
Число и расположение цилиндров4, в ряд4, в ряд4, в ряд4, в ряд4, в ряд
Число клапанов1616161616
Рабочий объём, см³17961796136419561956
Макс. мощность, л.с./об/мин115140140130165
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин175175200300350
Трансмиссия
Коробка передачмеханическая, пятиступенчатаямеханическая, пятиступенчатаямеханическая шестиступенчатая (автоматическая шестиступенчатая)механическая шестиступенчатая (автоматическая шестиступенчатая)автоматическая шестиступенчатая
Приводпереднийпереднийпереднийпереднийпередний
Ходовая часть
Передняя подвесканезависимая, пружинная, McPhersonнезависимая, пружинная, McPhersonнезависимая, пружинная, McPhersonнезависимая, пружинная, McPhersonнезависимая, пружинная, McPherson
Задняя подвескаполузависимая, пружиннаяполузависимая, пружиннаяполузависимая, пружиннаяполузависимая, пружиннаяполузависимая, пружинная
Передние тормозадисковые вентилируемыедисковые вентилируемыедисковые вентилируемыедисковые вентилируемыедисковые вентилируемые
Задние тормозадисковыедисковыедисковыедисковыедисковые
Шины225/50 R17 — 235/45 R19225/50 R17 — 235/45 R19225/50 R17 — 235/45 R19225/50 R17 — 235/45 R19225/50 R17 — 235/45 R19
Дорожный просвет, ммн/дн/дн/дн/дн/д
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч185195200 (197)195 (192)205
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с12,911,710,8 (10,9)10,9 (11,5)9,9
Расход топлива, л/100 км
— городской цикл9,79,78,8 (9,7)7,0 (8,2)8,0
— загородный цикл5,85,85,5 (5,8)4,5 (5,0)4,9
— смешанный цикл7,27,26,7 (7,2) 5,4 (6,2)6,0
Норма токсичностиЕвро-5Евро-5Евро-5Евро-4Евро-5
Ёмкость топливного бака, л5858585858
ТопливоАИ-95АИ-95АИ-95дизтопливодизтопливо
* Через дробь указаны данные для семиместной версии.
** В скобках указаны данные для машин с автоматической коробкой передач.

Техника

Минивэн Opel Zafira Tourer построен на той же платформе, что и хэтчбек Astra. Здесь всё те же стойки Макферсон спереди и скручивающаяся балка с механизмом Уатта сзади. Для максимальной экономии веса многие элементы передней подвески выполнены из алюминия, а стабилизатор поперечной устойчивости полый. Геометрия подвески настроена таким образом, чтобы конструкция была максимально жёсткой в продольном направлении и эластичной в вертикальном.

Новую Зафиру за доплату можно оснатить адаптивным шасси FlexRide, которое мы уже пробовали в действии на хэтчбеке Astra GTC с механической коробкой передач. Режимы Standard, Tour и Sport не только меняют характеристики работы подвески и рулевого управления, но также влияют на алгоритм работы «автомата», отзывчивость педали газа и системы AFL+.

Система AFL+ получила возможность распознавать подъёмы. Рельеф местности оценивается по изменению положения задних габаритных огней впередиидущего транспорта. Для освещения дорожного полотна на уклоне используется ближний свет, максимальная дальность действия которого теперь составляет 350 метров.

Прячущееся в заднем бампере крепление FlexFix позволяет перевозить одновременно до четырёх велосипедов и выдерживает нагрузку 100 кг. Для открывания багажника снимать велики не нужно — достаточно откинуть платформу.

История

Семиместный компактвэн появился в линейке компании Opel в 1999 году. Генерации обозначались буквами, поэтому первенцу достался индекс A. На разных рынках автомобиль назывался по-разному (Opel Zafira — в Европе, Южной Африке, Китае, Сингапуре и Китае; Vauxhall Zafira в Британии, австралийцы и жители Новой Зеландии получили Holden Zafira; Латинская Америка, Таиланд, Индонезия и Филиппины — Chevrolet Zafira; в Малайзии — Chevrolet Nabira, а в Японии компактвэн выпускался с шильдиками Subaru Traviq). Моторная линейка была представлена четырьмя бензиновыми двигателями (1.6, 1.8, 2.0 Turbo, 2.2) и двумя дизелями объёмом 2 литра и 2,2. Кроме того, в 2001 году спортивным отделением Opel Performance Center (OPC) был разработан двухлитровый турбодвигатель мощностью 192 л.с. В 2005 году автомобиль перестали продавать в Европе и Японии, но продолжали реализовывать на остальных рынках, за исключением Австралии и Новой Зеландии.

Второе поколение компактвэна Opel Zafira дебютировало в 2004 году, а в продажу первые машины поступили в 2005-м, правда, только в Европе. На остальных рынках её прихода пришлось ждать до 2006-го. В 2006 году Zafira вошла в десятку самых продаваемых автомобилей в Великобритании. Что касается моторной линейки, то старые дизели (2.0 и 2.2) были заменены новыми турбодизелями 1.9 с системой Common Rail. «Заряженная» версия OPC была усовершенствована и получила 240 л.с. Помимо этого появилась и версия, работающая на газу. В 2008 году модель претерпела рестайлинг.

За кадром

Сколько раз в своей жизни я был в Анапе и её окрестностях? Раз девять, не меньше. Но по какой-то странной причине я никак не мог добраться до Абрау-Дюрсо. Как выяснилось, очень зря, это одно из красивейших мест, которые мне доводилось видеть. Бирюзовое озеро, горы, виноградники, разбитые прямо на каменистых склонах... А ещё неподалёку есть коса Тузла, примечательная тем, что именно в этом месте соединяются Чёрное и Азовское моря. И это даже можно проверить — на черноморской стороне косы вода заметно холоднее и солёнее, чем на азовской.

Полетайте вместе с нами над виноградниками Абрау-Дюрсо, а после прокатитесь по серпантинам, шоссе и городам Краснодарского края.

Источник: DRIVE.ru